Школьное питание

Об утверждении Правил формирования перечня недобросовестных поставщиков услуг, товаров по организации питания обучающихся и воспитывающихся в организациях дошкольного, среднего образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 июня 2016 года № 414. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 августа 2016 года № 14079

В соответствии с пунктом 4-1 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила формирования перечня недобросовестных поставщиков услуг, товаров по организации питания обучающихся и воспитывающихся в организациях дошкольного, среднего образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
      2. Комитету по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан (Абдыкарим М.С.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление копий настоящего приказа для официального опубликования в информационно-правовой системе «Әділет» и периодических печатных изданиях на электронном носителе с приложением бумажного экземпляра, заверенного гербовой печатью;
      3) в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного настоящего приказа направление его копии в печатном и электронном виде, заверенной печатью Министерства образования и науки Республики Казахстан и удостоверенной электронной цифровой подписью лица, уполномоченного подписывать настоящий приказ, для внесения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
      4) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
      5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Департамент юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) настоящего пункта.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Суханбердиеву Э.А.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня первого официального опубликования.

  Министр образования и науки
      Республики Казахстан                        Е. Сагадиев

Утверждены приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 30 июня 2016 года № 414

Правила
формирования перечня недобросовестных поставщиков услуг,товаров по организации питания обучающихся и воспитывающихся в
организациях дошкольного, среднего образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей

Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила формирования перечня недобросовестных поставщиков услуг, товаров по организации питания обучающихся и воспитывающихся в организациях дошкольного, среднего образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4-1 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», и определяют порядок формирования перечня недобросовестных поставщиков услуг, товаров по организации питания обучающихся и воспитывающихся в организациях дошкольного, среднего образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Перечень).
      2. В Правилах используются следующие основные понятия:
      1) Уполномоченный орган в области защиты прав детей – Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан;
      2) поставщик – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено законами Республики Казахстан), временное объединение юридических лиц (консорциум), выступающие в качестве контрагента заказчика в заключенном с ним договоре о государственных закупках. Физическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности, может являться поставщиком в случае приобретения заказчиками жилища, принадлежащего на праве частной собственности такому физическому лицу;
      3) заказчики (организаторы конкурса) – государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними юридические лица, за исключением национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных управляющих компаний, национальных компаний и аффилиированных с ними юридических лиц, Национального Банка Республики Казахстан, его ведомств, организаций, входящих в структуру Национального Банка Республики Казахстан, и юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированных с ними юридических лиц.

Глава 2. Порядок формирования перечня
недобросовестных поставщиков

      3. Перечень недобросовестных поставщиков услуг, товаров по организации питания обучающихся и воспитывающихся в организациях дошкольного, среднего образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей формируется организатором конкурса (заказчик) на основании решений судов, вступивших в законную силу.
      4. Перечень формируется на казахском и русском языках в электронной форме согласно приложению к настоящим Правилам и содержит сведения о поставщиках (далее - поставщик):
      1) предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям согласно Правил организации питания обучающихся в организациях среднего образования и приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 717, зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан года № 12788;
      2) уклонившихся от заключения договора в случае признания его победителем конкурса;
      3) не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенному с ними договору об оказании услуг или поставки товаров, связанных с обеспечением питания детей, обучающихся и воспитывающихся в организациях дошкольного, среднего образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
      5. Организатор конкурса (заказчик) в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) пункта 4 настоящих Правил не позднее тридцати календарных дней со дня его извещения о факте нарушения поставщиком услуг, товаров по организации питания обучающихся и воспитывающихся в организациях дошкольного, среднего образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращается с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным поставщиком.
      6. Организатор конкурса (заказчик) в течение трех рабочих дней со дня получения вступившего в силу решения суда о признании недобросовестным поставщиком, включает в Перечень и направляет в уполномоченный орган в области защиты прав детей (далее – уполномоченный орган) для размещения на интернет-ресурсе уполномоченного органа.
      7. Уполномоченный орган в течение одного рабочего дня со дня получения Перечня размещает его на интернет-ресурсе уполномоченного органа.
      8. Поставщик включается в Перечень на срок 24 (двадцать четыре) месяца со дня вступления в законную силу решения суда о признании его недобросовестным поставщиком.
      9. Поставщик исключается из Перечня организатором конкурса (заказчик) по истечении срока, установленного пунктом 8 настоящих Правил.
      10. В случае наличия вступившего в законную силу судебного акта об отмене решения о признании недобросовестным поставщиком, запись в Перечне, содержащая сведения о недобросовестном поставщике исключается в течение одного рабочего дня со дня получения организатором конкурса (заказчик) соответствующего судебного акта.
      11. При изменении Перечня организатор конкурса (заказчик) в течение трех рабочих дней предоставляет информацию в уполномоченный орган.

Приложение                
к Правилам формирования          
перечня недобросовестных поставщиков  
услуг, товаров по организации питания   
обучающихся и воспитывающихся в      
организациях дошкольного, среднего     
образования, организациях образования    
для детей-сирот и детей, оставшихся    
без попечения родителей         

Перечень
недобросовестных поставщиков услуг, товаров по организации
питания обучающихся и воспитывающихся в организациях
дошкольного, среднего образования, организациях образования для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Информация о недобросовестном потенциальном поставщике (поставщике)

Сведения о проведенных конкурсах

Основание включения поставщика в перечень недобросовестных поставщиков, дата вступления в силу решения суда

наименование поставщика

место нахождение поставщика

индивидуальный идентификационный номер / бизнес-идентификационный номер

дата подведения итогов конкурса

наименование приобретенных услуг, товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в организациях дошкольного, среднего образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

             

 

 

 


Школьное питание

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «Об образовании» и постановлением Правительства РК от 25 января 2008 года № 64 местный исполнительный орган организует бесплатное питание отдельных категорий обучающихся. В текущем учебном году горячее питание организовано для 2 225 688 (86,1%) детей (2013г.- 80,4%).
Бесплатным горячим питанием обеспечены 99,7% из социально незащищенных категорий обучающихся (2013г. - 99%).
По решению местных исполнительных органов бесплатным горячим питанием охвачены учащиеся начальных классов пяти регионов: г. Астана (100%), Атырауская область (100%),  г. Алматы (95,3%), Актюбинская область (98,8%), Западно-Казахстанская область (99,2%). В РК данный показатель составляет 49,5% (2013 г. - 47,5%).
         Всего питанием за счет средств местных бюджетов охвачены 738 723 (33% от общего количества учащихся) школьника, в их числе дети из социально незащищенных семей и учащиеся начальных классов. 




  Данные об организации бесплатного горячего питания учащихся в организациях среднего образования 
     
  Регион Количество обучающихся                                   из социально-незащищенных категорий, охваченных                     бесплатным горячим питанием                                                         (ПП РК № 64 от 25.01.2008 г.) 
1 Акмолинская 12339
2 Актюбинская 20528
3 Алматинская  25077
4 Атырауская 9085
5 В-Казахстанская 24188
6 Жамбылская 22542
7 З-Казахстанская 17351
8 Карагандинская 18190
9 Кызылординская 21067
10 Костанайская 10503
11 Мангистауская 11042
12 Павлодарская 14954
13 С-Казахстанская 8602
14 Ю-Казахстанская 29144
15 г. Астана 2213
16 г. Алматы 9395
  итого 256220
     
  СПРАВОЧНО: По решению местных исполнительных органов в текущем учебном году бесплатным горячим питанием охвачены учащиеся начальных классов пяти регионов: г. Астана (100%), Атырауская область (100%),                    г. Алматы (95,3%), Актюбинская область (98,8%), Западно-Казахстанская область (99,2%). 

 


 

Кардинально изменены условия организации школьного питания.

С 1 июня т.г. вступило в силу постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил выбора поставщиков  услуг по организации питания обучающихся в организациях среднего образования» от 3 марта 2014 года № 172 (далее - Правила).

Выбор поставщика услуги по предоставлению питания обучающимся выведен из системы государственных закупок, что снимает проблему демпинга цен в ущерб качеству школьного питания.

Одновременно усилены квалификационные требования к потенциальным поставщикам.

Эти меры позволят усилить контроль за предоставлением школьникам безопасного и сбалансированного питания.

Внедрение Правил закрепит персональную ответственность руководителей школ за организацию питания школьников. Открытость и гласность конкурса позволит обеспечить равный доступ потенциальных поставщиков к участию в конкурсе и выбрать добросовестного поставщика услуги.


Истина в еде

17.04.2014
В октябре прошлого года в одной из школ Павлодара учеников едва не накормили геркулесовой кашей с червями. Тогда живность вовремя обнаружила медработник. Чиновники от образования надеются, что после внедрения новых правил проведения конкурса для поставщиков, которые обеспечивают продуктами и организуют горячее питание в казахстанских школах, таких случаев больше не будет. Правила вступят в силу с 1 июня. Кто, как и на какую сумму в следующем учебном году будет кормить наших детей? 
 - В последнее время участились факты, когда поставщики предоставляли детям некачественное питание, - констатирует руководитель управления по защите прав детей комитета по охране прав детей МОН РК Ляззат ДАУЛБАЕВА (на снимке).

- Вы наверняка знаете о последнем случае отравления в школе Астаны, которое произошло буквально на прошлой неделе. Понятно, что прежний подход был направлен на то, чтобы сократить расходы государства, но не учитывал всех особенностей системы школьного питания. На это обратили внимание депутаты парламента, именно они заговорили о том, что в закон нужно внести изменения. В результате наше управление разработало новые правила для выбора поставщиков, которые и были утверждены. 
                                                                       
- К чему приводил прежний подход? 
- Например, в конкурсе, объявленном школой из Астаны, мог победить поставщик из Шымкента лишь из-за того, что предлагал минимальную цену за свои услуги. Все, казалось бы, в рамках закона, но тут же возникал вопрос, каким образом он будет поставлять товар из одной части Казахстана в другую. Подобные ситуации приводили к судебным тяжбам. К тому же поставщик мог выступить субподрядчиком и передать свои полномочия другой компании, которая уже и работала со школой. Все это приводило к тому, что в этой сфере мог выиграть кто угодно, даже компании-однодневки, решившие подзаработать. Чтобы избежать этого, мы помимо изменений самих правил проведения конкурса определили и критерии, которым должен соответствовать поставщик. Их несколько: наличие опыта работы, специалистов с соответствующим уровнем образования и квалификации, сертификата системы менеджмента качества, ассортиментного перечня выпускаемой продукции, а также специального транспорта, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение.
- Как вы считаете, можно ли накормить школьника на сто тенге, как это происходило в некоторых регионах? 
- Конечно, нет. Это очень мало, да и на триста - что для Казахстана пока максимум - тоже весьма проблематично. Конечно, после введения новых правил эта сумма повысится. Пока нельзя сказать на сколько, но уж точно на сто тенге больше кормить не будут. 
- Раньше некоторые директора говорили, что не могут контролировать то, что происходит в их школьной столовой, дескать, там все решает частник, и администрация учебного заведения ему не указ…
- На самом деле руководители школ несколько лукавят. Я допускаю, что подобные случаи могли быть, но в целом директор может и должен контролировать то, как и чем кормят детей. Ведь согласно нашему законодательству руководитель организации образования несет полную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в период получения образования. Школа разрабатывает и согласовывает меню с органами сан-эпиднадзора. При этом может учитываться и мнение родителей, но в любом случае меню должно отвечать требованиям СанПиН. В начале каждого учебного года директор издает приказ о создании школьной бракеражной комиссии, в состав которой входят руководители учебного заведения, социальный педагог, медицинская сестра и представитель родительского комитета. Комиссия осуществляет ежедневный конт¬роль за организацией питания. Эта система сохранится и сейчас, но при этом у директора появится еще больше возможностей влиять на то, как и чем кормят детей. 
- В последнее время все чаще звучат предложения об унификации школьной еды, создании комбинатов питания, меню которых должно быть хорошо продумано, сбалансировано и при этом одинаково для всех. Эта идея может быть реализована? 
- Конечно, причем в ближайшее время. Предполагается, что на основе государственно-частного партнерства к 2020 году во всех областных центрах, Астане и Алматы будет построено 16 энерго¬сберегающих комбинатов школьного питания. Сейчас вопрос о их строительстве прорабатывается в восьми регионах. Первым проект будет запущен в Астане. Планируется, что возведение комбината питания, который будет выпускать до 50 тысяч порций в день, начнется в 2015 году. Это будет предприятие, на котором будут использовать самые передовые технологии. Уже определен участок, на котором он появится, разрабатывается необходимая документация. Стоимость проекта шесть миллиардов тенге. К тому же сейчас прорабатывается стандарт школьного питания и нормы питания обучающихся в общеобразовательных школах, они должны быть приняты до конца этого года.
Как было
Управление образования либо сама школа на специальном интернет-портале Минфина объявляли о конкурсе на проведение госзакупок. Производились они на объем средств, выделенных из местного бюджета. А так как в большинстве регионов бесплатно кормят только детей из социально незащищенных семей, то и закупки производились лишь на эту сумму. Основным критерием выбора победителя была цена, предложенная предпринимателем. Соответственно, выигрывал тот, кто ставил самую низкую цену, а это сказывалось на качестве питания. К тому же претенденты зачастую откровенно демпинговали. При этом поставщик кормил всех учащихся школы, а не только детей из малообеспеченных семей, чтобы повысить свои доходы, увеличивал стоимость завтраков и обедов для ребят, за которых платят родители.
Как будет
После 1 июня поставщик будет обеспечивать питание школьников не только из малообеспеченных семей - деньги на них выделяются из бюджета, но и тех, кто обедает за счет родительской оплаты. Это позволит избежать необоснованного повышения стоимости обедов. Исчезнет и привязка к цене - теперь ее устанавливает организатор конкурса. Еще одно важное новшество касается изменения состава конкурсной комиссии, которая и выбирает поставщика. Если раньше она полностью состояла из представителей образования, то теперь ее состав расширен, в нее могут входить представители органов по управлению госимуществом, санитарные врачи, НПО и родители. Причем количество участников неограниченно, главное, чтобы оно было нечетным. При этом организатором конкурса и председателем комиссии является директор школы. Он утверждает ее состав, вместе со всеми рассматривает конкурсные заявки потенциальных поставщиков и принимает решение об определении победителя. По итогам конкурса директор школы заключает договор с ним. Процедура должна быть предельно прозрачной: организаторы конкурса на каж¬дом этапе будут сообщать о его результатах, информация будет выкладываться на специальных интернет-ресурсах, местных управлений образования, например. Планируется, что за честностью проведения конкурса будут следить родители и члены НПО, они смогут сообщать о фактах злоупотреблений в вышестоящие органы.
Только цифры
- Сегодня горячее питание организовано в 6098 школах рес¬публики, это почти 85 процентов. Питаются в столовых более двух миллионов детей - 81,1 процента. Не входят в их количество в основном сельские школьники, им проще и дешевле пообедать дома.
- Стоимость одного школьного обеда в регионах Казахстана варьируется от 100 до 300 тенге. К примеру, в Алматы эта сумма составляет 300 тенге, в Астане - 280, в Карагандинской области - 250 тенге. Самые “дешевые” Павлодарская и Акмолинская области - 200 тенге за обед и Костанайская - всего 105 тенге. 
- Бесплатное горячее питание для всех учащихся начальных классов финансируется из местного бюджета в пяти регионах - Астане, Алматы, Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях. Это 47,9 процента от всего количества учеников начальных классов по Казахстану. В целом же по стране бесплатно кормят только детей из социально незащищенных семей, их чуть более 250 тысяч человек.
 
газета "Время" Оксана АКУЛОВА, Алматы,
17 апреля 2014, 00:18

 
Для сведения:

Об организации питания детей
в организациях образования

Питание в школах организовано как на бесплатной основе, так и за счет родительской платы.
Право на бесплатное питание за счет средств местных бюджетов имеют отдельные категории обучающихся, определенных постановлением Правительства РК от  25 января 2008 года № 64, в их числе дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и т.д.
Организация бесплатного питания осуществляется в соответствии с действующими нормами одноразового школьного питания (приложение 15 ПП РК от 12.03.2012г. №320), которые были разработаны в 2015 году совместно с Казахской академией питания.
На сегодняшний день, горячее питание организовано для 2 638 143 обучающихся общеобразовательных школ, из них бесплатным питанием охвачены 255 023 отдельных категорий обучающихся, имеющих право на бесплатное питание.
Кроме того,  бесплатным питанием по решению акимов, а также за счет спонсорской помощи дополнительно охвачены         222 089 обучающихся школ (учащиеся начальных классов, дети, из многодетных семей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и т.д.).

(Справочно: С 2014 года организация питания детей выведена из системы государственных закупок. В этой связи, утверждены Правила организации питания (приказ и.о. Министра образования и науки РК от 31 декабря 2015 года №717), согласно которым выбор поставщика услуги, товаров по организации питания осуществляется на конкурсной основе с учетом соответствующих критериев, позволяющих выбрать поставщика предложившего наилучшие условия.).

 


Об утверждении гарантированного государственного норматива сети организаций образования

Об утверждении Правил организации питания обучающихся в организациях среднего образования и приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Об утверждении Правил формирования, направления расходования и учета средств

Об утверждении размеров, источников, видов и Правил предоставления социальной помощи гражданам, которым оказывается социальная помощь

Об утверждении Правил формирования перечня недобросовестных поставщиков услуг, товаров по организации питания обучающихся и воспитывающихся в организациях дошкольного, среднего образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Наверх
© 2017 Комитет по охране прав детей

Индекс 010000, город Астана, ул. Орынбор, 8
Дом Министерств, 11 подъезд
Тел.: 8 7172 74 23 42

Яндекс.Метрика