Сайт находится на доработке.
 

Архив

Создан: 02.08.2012, 13:57   |   Обновлен: 02.08.2012, 13:57
Архив

Главный капитал страны – образованная нация

Развитие образования является неизменным приоритетом государственной политики. Президент Нурсултан Назарбаев неоднократно указывал, что все успешные страны сделали ставку на «умную экономику». О том, как развивается образовательная система у нас в регионе, рассказывает начальник областного управления образования Марат ТОГЖАНОВ. 
– Марат Лукпанович, в этом году стартовала новая программа развития образования на 2011 – 2020 годы. Какие она дает возможности для улучшения качества образовательной системы? 
– Благодаря постоянному вниманию Президента, каждодневному труду многотысячной армии педагогов, казахстанское образование сегодня достойно позиционируется в международном образовательном пространстве. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы предполагает расширение доступности и повышение качества образования в соответствии с лучшими международными стандартами. 
Эта программа, а также определенные векторы ее реализации предусматривают самые серьезные преобразования. Следует отметить о конструктивных преобразованиях, намеченных в таких ключевых направлениях развития системы образования, как повышение квалификации педагогических кадров, развитие государственно-частного партнерства в сфере дошкольного воспитания. Кардинальным является решение по переходу на 12-летнее обучение. Впервые в Республике Казахстан по поручению Президента страны вводится централизованная вертикаль государственного контроля качества образования. В системе технического и профессионального образования создается принципиально новая модель организации профессиональной подготовки. 
Безусловно, что на местах политику нашего Президента проводят акиматы всех уровней. Благодаря реальной поддержке акима области на сегодняшний день в системе дошкольного воспитания у нас наметились положительные сдвиги. Начиная с 2008 года, построено 8 детских садов на 2260 мест, из которых 3 детских сада введены в эксплуатацию в текущем году. Также в 2011 году начато строительство еще четырех детских садов на 1250 мест. 
В итоге по госпрограмме «Балапан» охват детей дошкольным воспитанием и обучением составил 94%. По данному показателю наша область занимает первое место в Казахстане (при республиканском показателе – 55%). 
В области проводится поэтапная работа по переходу на 12-летнее обучение, ликвидации трехсменности занятий, аварийности школ. Так, в 2011 году завершено строительство 2-х общеобразовательных школ: на 230 мест в селе Асан Зеленовского района и на 300 мест в селе Таскала Таскалинского района. Ведется строительство еще 7 школ, в том числе школы Первого Президента на 600 мест с интернатом на 80 мест в городе Уральске. Подобного интенсивного строительства объектов образования, как в текущем году, не было ни в одном году со времен обретения Казахстаном Независимости. 
Совершенно новым в системе среднего образования страны является открытие сети Назарбаев Интеллектуальные школы. Эти школы нового поколения уже функционируют в нескольких городах Казахстана и призваны стать моделью, до уровня которой со временем должны подтянуться все остальные общеобразовательные учебные заведения. 
– Расскажите о сфере дополнительного образования? 
– В настоящее время в области функционируют 55 организаций дополнительного образования. Они предполагают широкий спектр услуг по развитию способностей учащихся, организацию полезного и интересного досуга – это 19 музыкальных школ, 16 центров внешкольной работы, 13 центров туризма и экологии, одна художественная школа, 2 школы искусств, 2 центра детского технического творчества, один эколого-биологический центр и один детский спортивный клуб. 
Особо следует отметить охват детей в организации активного досуга и привития навыков здорового образа жизни (по туристско-экологической и краеведческой деятельности) в сельской местности. В школах области функционируют 1304 спортивных секций по различным направлениям и видам спорта с общим охватом 25318 учащихся. Для организации учебного процесса и проведения внеклассной работы по физической культуре в школах области имеются 299 спортивных залов, 443 спортплощадки, 224 гимнастических городка, 145 стрелковых тиров. 
– Залог качественного образования – высококвалифицированные кадры. Какая работа осуществляется в этом направлении? 
 – Качественный состав педагогических работников области характеризуется стабильно растущими показателями численности педагогов, имеющих квалификационные категории. В области показатель количества педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, в 2011 году составил 10,4%, т.е. вырос в сравнении с прошлогодним показателем на 0,9%. Область имеет стабильный кадровый потенциал. 
В прошлом учебном году на курсах повышения квалификации было обучено 3498 педагогов, 55 педагогов прошли повышение квалификации на выездных курсах. Начаты работы по созданию условий реализации программ дистанционного обучения с использованием технологии электронного обучения «e-learning», переходу на ваучерную систему повышения квалификации. 
Как вы знаете, наряду с предоставлением учителю новых возможностей совершенствования педагогического мастерства государственная программа предусматривает значительные материальные стимулы. Так, к началу перехода на 12-летнее обучение средняя заработная плата учителя должна быть сравнимой с зарплатой в секторе экономики. Реальные шаги в этом направлении – это повышение зарплаты и введение надбавок за квалификационные категории учителям уже с этого года. 
– Какие задачи по развитию образовательной системы стоят в перспективе? 
– Главная задача – это наполнение образования новым качеством и содержанием. Эта работа должна проводиться на системном уровне, только тогда можно будет добиться ощутимых результатов. Планомерная работа по поднятию отечественного образования на самый высокий уровень должна способствовать воспитанию нового поколения интеллектуально развитым и конкурентоспособным. Соответствующие задачи и индикаторы определены в госпрограмме развития образования, стартовавшей в нынешнем году. Поэтапная ее реализация является залогом достижения главной нашей цели – обеспечение доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Остается только приложить все силы и возможности для ее успешного внедрения на всех этапах образовательной системы. 

Жанна Балыкова /«Приуралье»,  областная 
общественно-политическая газета  ЗКО
№145-146 15.12.2011


С целью разъяснения Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, по инициативе департамента по защите прав детей Западно-Казахстанской области 26 января текущего года организована трансляция популярной информационно-аналитической программы «Акцент» областного телеканала «Казахстан-Орал». В студию были приглашены директор департамента по защите прав детей Западно-Казахстанской области А.Х.Масалимов и ректор областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров У.К.Куспанов. В ходе передачи были разъяснены концептуальные приоритеты Государственной программы, пути совершенствования содержания образования. Более подробно выступающие осветили положения программы, касающиеся развития дошкольного и среднего образования, Также акцентировалось внимание телезрителей на ожидаемый эффект от реализации государственной программы как для сферы образования, так и для общества и страны.


Стартовала Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы

21 января 2011 года заместитель директора Департамента по защите прав детей ВКО Токтарбекова А.Т. в прямом эфире в передаче «Акцент» на областном телевидении «Қазақстан - Өскемен» выступила по теме: «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы».
Токтарбекова А.Т. отметила, что инвестирование образования, навыки и способности населения даст импульс успешному развитию экономики будущего. Сегодня образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Государственная программа развития образования является организационной основой государственной политики Республики Казахстан в сфере образования.
Телезрителей волновали вопросы такие, как переход на 12 – летнее обучение, ситуация в области по дошкольному образованию и т.д. Всего было задано 11 вопросов, на которые были даны исчерпывающие ответы.
Токтарбекова А.Т. рассказала также об основных направлениях и индикаторах программы, о том, что в нашей области начались работы по реализации Государственной программы развития образования.  

 


Актуально и своевременно о «Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы» в ВКО

23 декабря 2010 года директор Департамента по защите прав детей ВКО Исаев А.А. принял участие в прямом эфире в передаче «Акцент» на областном телевидении «Қазақстан - Өскемен». Тема: «Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы».
Исаев А.А. отметил, что это программа даст импульс формированию качественно новой образовательной системы и созданию динамичного интеллектуального общества. Стратегия развития Казахстана, определенная Главой государства, направлена на повышение конкурентоспособности страны в мировом сообществе. И одним из факторов успешной реализации этой задачи является реформирование системы образования с тем, чтобы будущие специалисты были подготовлены с учетом реалий сегодняшнего дня и конкурентноспособны на международном рынке.
Телезрителей волновали вопросы перехода на 12 – летнее обучение, что это даст в дальнейшем, будет ли поставлена задача расширения сети дошкольных учреждений и как обстоят дела в нашей области по дошкольному образованию, когда планируется ликвидировать очередь в детские сады, обеспечит ли реальную отдачу в этом направлении Госпрограмма «Балапан», повысится ли заработная плата преподавателям и многое другое. Всего было задано 13 вопросов, на которые были даны исчерпывающие ответы.
Аркадий Анатольевич рассказал также об основных направлениях и индикаторах программы, об информатизации образования всех уровней, внедрения новых технологий обучения, подробно остановился на обновлении учебных программ, подготовки кадров высокой квалификации, создании консультационных пунктов для родителей и перспективах реализации их в нашей области.


17 января 2011 года в программе «Көкейкесті» телеканала «Қазақстан-Тараз» Жамбылской области директор Департамента по защите прав детей Жамбылской области Т.Ешенкулов дал интервью на тему: «Білім көкжиегін кеңейтуге бағытталған бағдарлама».
В ходе прямого эфира разъяснены цели, задачи и основные направления «Программы развития образования на 2011-2020 годы», утвержденн Указом Президента Республики Казахстан 7 декабря 2010 года.ой
Вместе с этим, телезрители информированы о проделанной работе Департамента по вопросам защиты прав и законных интересов детей, профилактики суицида и правонарушений среди несовершеннолетних.
Во время интервью даны соответствующие ответы директором Департамента на вопросы телезрителей. 


Госпрограмма стартовала. Казахстанское образование вступило в новое десятилетие развития

Начата реализация новой Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, утвержденной Указом Президента чуть больше месяца назад. Это документ, имеющий огромное значение для нашей страны, поставившей перед собой цель войти в сообщество наиболее развитых государств. Об узловых, принципиальных вопросах совершенствования образовательной сферы в новом десятилетии – интервью с министром образования и науки РК, видным ученым-математиком Бакытжаном ЖУМАГУЛОВЫМ.
– Бакытжан Турсынович, о вас отзываются как об опытном руководителе с системным видением ключевых проблем в той области, в которой работаете. Как это было в партии «Нур Отан», где вы прошли хорошую школу под руководством Президента страны, и в Казахском национальном университете. На страницах нашей газеты вы уже рассказывали об основных направлениях госпрограммы, но в начале года, открывающего ее реализацию, нелишне будет вернуться к этой теме. Итак, каковы общесистемные моменты в развитии казахстанской модели образования?
- В Казахстане действуют всего четыре государственные программы. Включение образования в эту «великолепную четверку» показывает, сколь большое значение ему придается в политическом курсе Лидера Нации – Президента Нурсултана Назарбаева. Казахстану нужны специалисты с современными знаниями – это было особо подчеркнуто в недавней лекции Главы государства, прочитанной в «Назарбаев Университете».
За предыдущие годы сделано очень многое. Судите сами. Принята современная законодательная база, в 2005–2010 годах реализована крупная государственная программа развития образования. Расходы на него за последние десять лет выросли ровно в десять раз. 
Важным системным шагом стало приведение структуры подготовки кадров в соответствие с критериями Международной стандартной системы классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО. Казахстан уверенно вошел в число лидеров по индексу развития образования для всех (ИРО-ОДВ) ЮНЕСКО, а год назад занял в нем первое место. Это результат реализации курса Главы государства на развитие интеллектуального потенциала нации.
В нашей стране функционирует Национальная система оценки качества образования, обеспечен процесс вхождения в Европейское образовательное пространство. Мы заняли пятое место по математике и одиннадцатое – по естествознанию в авторитетном международном сравнительном исследовании TIMSS.
Построено много новых школ. Если дефицит ученических мест в 2004 году превышал 200 тысяч, то сейчас составляет менее 100 тысяч, то есть сокращен практически в два раза. Школы оснащаются современным оборудованием, предметными и интерактивными кабинетами, которых за последние пять лет приобретено около 9 000.
Высшая школа полностью перешла на трехуровневую модель подготовки, принятую в мировой практике: бакалавр – магистр доктор философии (PhD). Внедрена кредитная технология обучения, целый ряд программ аккредитован в международных аккредитационных центрах. Созданы пять национальных лабораторий открытого типа и 15 лабораторий инженерного профиля, оснащенных самым современным оборудованием.
В Глобальном индексе конкурентоспособности наша страна заняла 51-е место в мире по обеспечению доступа к высшему образованию. В 38 вузах реализуется двудипломное образование с участием зарубежных университетов. Ежегодно до трех тысяч казахстанцев получают возможность обучаться в лучших университетах мира по Президентской программе «Болашак» – уникальной в мировой практике.
Имеются и многие другие достижения. Но главное, есть четкое осознание: успеха добиваются только страны, которые имеют высокий уровень образования. Проведенные реформы дают основания говорить, что сегодня казахстанская система подготовки кадров нуждается уже не в радикальной реформе, а в доведении преобразований до логического завершения. Такая модернизация должна проводиться комплексно по целому ряду связанных между собой направлений. 
Госпрограммой вводится целый ряд кардинально новых подходов, многие из них общесистемные, охватывают все уровни подготовки кадров. Безусловно, главный из них – финансирование образования. В лекции, прочитанной в «Назарбаев Университете», Глава государства отметил, что уже несколько лет объем такого финансирования в Казахстане составляет порядка 4% от ВВП. К примеру, в 2010 году он соответствовал 4,1% ВВП, а это уже хорошее приближение к уровню ряда европейских стран. Со следующего года предусмотрено дополнительное выделение средств. Только из республиканского бюджета оно составит свыше 461 миллиарда тенге за 2011–2015 годы.
Внедряются принципиально новые механизмы. Прежде всего подушевое финансирование на всех уровнях образования. Сегодня по этой схеме работает высшая школа. Теперь аналогичный подход будет внедрен в дошкольном, среднем, техническом и профессиональном образовании. Деньги будут не «сидеть» в организации образования, а «ходить» за каждым обучающимся, данный механизм создаст предпосылки для развития конкуренции, то есть станет одним из инструментов повышения качества образовательных услуг.
Аналогичный подход будет и в повышении квалификации педагогов – ваучерно-модульное финансирование. Каждые несколько лет педагоги будут получать ваучеры на переподготовку и смогут выбирать, где лучше ее пройти – вплоть до зарубежных центров. Это подстегнет и казахстанские организации, заставив их серьезно задуматься о конкурентоспособности. Руководители организаций образования тоже будут обучаться современному образовательному менеджменту.
Еще один очень интересный инструмент финансирования – государственная образовательная накопительная система (ГОНС). Ее внедрение даст возможность каждому гражданину Казахстана планомерно накапливать средства на оплату обучения своих детей в вузах и колледжах. Уже сейчас мы прорабатываем, как сделать эту систему максимально привлекательной и гарантированно надежной.
Еще один важный аспект, затрагивающий все уровни подготовки, – широкое внедрение электронного обучения – e-learning. В развитых странах – Японии, США, Великобритании, Финляндии, Южной Корее и других – уже выполняются национальные программы по электронному обучению. Казахстан не намерен отставать от такой тенденции. Уже к 2015 году планируется охватить электронным обучением 50% организаций образования, а к 2020 году довести этот показатель до 90%, причем на всех уровнях подготовки. В дошкольном воспитании будут использоваться компьютерные обучающие игры, в средней школе – электронные учебники, в колледжах и профлицеях – виртуальные тренажеры, в вузах – электронные научно-исследовательские лаборатории.
– Такое «преображение» образования наверняка потребует очень больших расходов?
- Действительно, затраты нужны весьма серьезные. Но на них надо идти, чтобы не отстать от мирового процесса. К тому же, это будет вложением в будущее нашей страны, в укрепление позиций Казахстана в глобальной экономике.
- Мы разработали и представили в Правительство проект развития системы электронного обучения. В соответствии с ним организации образования планируется обеспечить широкополосным Интернетом с пропускной способностью 4–10 Мегабит в секунду, в отличие от имеющегося уровня 50–500 килобит в секунду. Потребуется приобрести порядка полумиллиона компьютеров и более восьми тысяч серверов, чтобы от сегодняшнего соотношения – один компьютер на 18 учащихся – перейти к соотношению 1:1, что соответствует уровню самых развитых стран.
Будут разработаны современные интерактивные обучающие и управляющие ресурсы, содержащие текст, графику, музыку, видео и так далее. Эта работа даст огромный эффект. Пока Казахстан занимает только 69-е место в мире по индексу развития информационно-коммуникационных технологий. А с вводом системы мы получим реальные шансы войти в пятидесятку лучших. Будет резко снижено неравенство в доступе к информации между городом и сельской местностью. Произойдет прорыв и в качестве обучения.
– Здесь невозможно обойти вопрос о роли учителя, которая, видимо, должна меняться в новых реалиях? Что будет предприниматься для этого?
– Роль педагога резко возрастет. Впервые в истории Казахстана в госпрограмму включен специальный раздел «Статус педагога». Низкий социальный статус учителей приводит к потере привлекательности этой профессии для молодежи, в педвузы люди идут не по зову души, а по «остаточному принципу». В результате – низкое качество подготовки педагогов и обучения наших детей.
- Такое положение надо кардинально менять. Для этого в госпрограмме предусмотрено три направления. Во-первых, комплекс мер для профессионального совершенствования педагогов всех уровней. Ежегодно курсы повышения квалификации будут проходить более 73 тысяч учителей. К их подготовке будут подключены Президентская программа «Болашак», система дистанционного обучения, потенциал ведущих вузов страны и так далее.
- Во-вторых, существенно усилится государственная поддержка и стимулирование учительского труда. Будет задействована совершенно новая модель оплаты труда, дифференцированная в зависимости от квалификации и конечного результата. В итоге к 2015 году средняя зарплата педагогов будет приближена к уровню оплаты в частном секторе. Эти меры позволят резко повысить авторитет педагогов в обществе, и в эту профессию пойдет самая талантливая молодежь.
- В-третьих, дополнительно к материальным стимулам госпрограммой предусмотрено проведение имиджевой работы для повышения престижа педагога в обществе. В средствах массовой информации предстоит развернуть активную пропаганду высокой миссии учителя, опыта и достижений наших лучших наставников. Только так мы сможем создать условия для получения главного результата – воспитания образованного человека с высокой моралью и гражданским патриотическим сознанием. Издавна на нашей земле учителя пользовались глубочайшим уважением и почетом, и такое отношение мы обязательно должны вернуть.
– Многих казахстанцев волнуют вопросы обеспеченности детей дошкольным воспитанием. Что будет делаться в этом направлении?
– Это вопрос очень большой социальной важности, ведь в 90-е годы были закрыты более 80% дошкольных организаций. В последнее время ситуация улучшается, причем весьма интенсивно. Только за последние пять лет открыто свыше четырех тысяч новых детских садов и мини-центров, охват ими детей увеличился с 20 до 41 процента. 
Теперь, в соответствии с новой госпрограммой, будут параллельно решаться две главные задачи. Первая из них – продолжение роста числа дошкольных организаций. К 2020 году нужно выйти на 100-процентный охват всех нуждающихся. Такого еще никогда не было – ни при советской власти, ни в новом Казахстане. Подключаются и совершенно новые возможности. К примеру, стимулирование развития сети детских садов. Теперь они, и государственные, и частные, будут получать от государства на каждого ребенка более 170 тысяч тенге в год. Это очень серьезная поддержка.
- Вторая задача – наполнить воспитательную работу новым содержанием, соответствующим мировому уровню. Для этого будут полностью пересмотрены все программы и методики, обеспечена подготовка необходимых специалистов.
- Говоря о форсированном индустриально-инновационном развитии как главном содержании посткризисного этапа жизни страны Глава государства не раз подчеркивал особую важность подготовки специалистов среднего звена. Каковы в этом отношении ориентиры госпрограммы развития образования?
– Здесь особая роль принадлежит техническому и профессиональному образованию – ТиПО. Выступая в июне 2010 года на 23-м заседании Совета иностранных инвесторов, Президент акцентировал внимание на том, что качественная подготовка таких специалистов является не только острой необходимостью сегодняшнего дня, но и важной составляющей общего качества трудовых ресурсов и конкурентоспособности Казахстана.
- Ситуация здесь еще далека от желаемой. Так, если в странах Евросоюза данная сфера охватывает до 55–60% молодежи, то в Казахстане – менее 33%. Крайне слабо у нас внедрялись международные стандарты подготовки. Далеко не во всех наших колледжах и профессиональных школах существует достойная база для практических занятий. Наши специалисты, выходящие из стен профшкол и колледжей, мало конкурентоспособны по сравнению с зарубежными кадрами такого же уровня.
- Поэтому жизненно важным является коренная модернизация этой системы обучения по трем основным направлениям: совершенствование программ подготовки и внедрение независимой сертификации специалистов на основе международных стандартов, обеспечение высокопрофессиональной базой практики, институциональное развитие с созданием нового типа учебных организаций. В данном направлении госпрограммой предусмотрен целый комплекс мер. Поставлена задача системной модернизации ТиПО, его методологической базы и подготовки кадров.
Ключевое звено в этом процессе – самое тесное взаимодействие с работодателями на всех этапах: от анализа спроса, разработки профессиональных стандартов и программ обучения до сертификации выпускников и их востребованности на конкретных предприятиях.
В соответствии с заданиями госпрограммы доля профессиональной практики учащихся должна быть увеличена до 60%. Более 70% государственных организаций ТиПО будут переоснащены современным оборудованием и технологиями. Причем все это будет делаться на основе международного опыта, с участием работодателей, в том числе в финансировании, управлении, предоставлении практики. Это совершенно новая для Казахстана постановка задачи. Но только так мы сможем обеспечить потребности в квалифицированных кадрах среднего звена.
В таких целях министерство существенно перестраивает работу Республиканского научно-методического центра развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации. Налаживается взаимодействие с предпринимателями, их объединениями – Союзом «Атамекен», Конфедерацией работодателей и другими аналогичными структурами.
Начинается масштабная работа по международному проекту «Модернизация технического и профессионального образования» с участием Всемирного банка. Создаются межрегиональные профессиональные центры, которые в данной подотрасли будут такими же «точками роста», как «Назарбаев Университет» – в высшем образовании. Вслед за этими структурами будем подтягивать уровень всех организаций технического и профессионального образования.
Но только совершенствования качества ТиПО недостаточно, необходимо создать для него соответствующую базу в средней школе. Посмотрите на мировой опыт. За рубежом среднее образование имеет два главных отличия от нашей системы. Во-первых, оно не 11-летнее, как у нас, а 12- или даже 13-летнее. Во-вторых, два-три последних года обучения идет профильная подготовка, адаптирующая выпускников к избранной сфере профессиональной деятельности или дальнейшей учебы. Естественно, такая профориентация обеспечивает следующие ступени образования – ТиПО и вузы – существенно более подготовленной молодежью. У нас же никакой дифференциации подготовки школьников нет. В итоге мы проигрываем и в качестве обучения, и в ориентации молодежи на будущую жизнь.
Поэтому одним из базовых принципов новой госпрограммы является переход на 12-летнее среднее образование. И это не просто количественное изменение.
- Существенно поменяется содержание обучения, которое в соответствии с современным мировым опытом перейдет от концепции знаний к концепции компетенций. То есть результат будет оцениваться уже не суммой усвоенных знаний, а способностью решать жизненные задачи определенного уровня. В связи с этим вспоминаются слова французского философа Монтеня: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Поэтому теперь школьник будет восприниматься уже не как «сосуд для наполнения знаниями», а как творческий механизм их активного использования в жизни.
С 2015 года в старших классах средней школы будет реализована программа профильного обучения «Бейіндік мектеп» (11–12 классы) по двум направлениям: общественно-гуманитарное и естественно-математическое. Прием в профильную школу будет осуществляться на основе национального тестирования. И в целом за 2015–2020 годы все среднее образование перейдет на 12-летнюю модель обучения.
Первые же пять лет реализации госпрограммы отводятся на создание необходимой базы – масштабное строительство новых школ и ресурсных центров, разработку и апробацию новых программ, образовательных стандартов, учебников и технологий обучения, подготовку кадров.
- Большой методологический задел для будущего совершенствования всей казахстанской системы среднего образования будут формировать «Назарбаев Интеллектуальные школы». Они, в соответствии с заданиями госпрограммы, не только вырастут в числе – с 6 до 20, но и станут базовой площадкой для отработки новых моделей и технологий обучения, которые затем будут распространяться и на другие организации образования.
– А какие преобразования предусмотрены госпрограммой для высшей школы?
- Самым принципиальным изменением, заложенным в документе, является начало реальной интеграции науки с образовательным процессом. Вы знаете, что в наследство от советской системы нам досталось искусственное разделение сфер высшего образования и науки, чего совершенно нет в развитых странах. Там университеты выступают одним из главных форпостов развития современной науки. А научные исследования с обязательным участием в них обучающейся молодежи расцениваются как неотъемлемая часть подготовки специалистов.
Долгие годы преодолеть такое разделение не удавалось. Результаты – недостаточный по современным меркам уровень подготовки вузовских выпускников, старение научных кадров, крайне неэффективное использование вузовского потенциала для исследовательской деятельности. А ведь все преподаватели, имеющие ученые степени, готовились и защищали свои диссертации как ученые. Численно их намного больше, чем сотрудников чисто научных организаций, и получается, что для многих из них такая подготовка во многом не реализуется в практической деятельности, не дает отдачи.
Прорывом в данном направлении стало создание по инициативе Президента страны Нового университета в Астане, который получил право носить имя Нурсултана Назарбаева. В нем сформированы три новых научных центра международного уровня, где наука будет органически объединена с учебным процессом. Это системообразующая «точка прорыва» к новому качеству подготовки специалистов, эталон высшего учебного заведения XXI века, как отметил Глава государства в своей лекции, прочитанной в стенах этого вуза его первым студентам и преподавателям.
Также принципиальным стало введение понятия «исследовательские университеты» в новый законопроект «О науке», в настоящее время одобренный Мажилисом Парламента. Реализация данного положения поставит воссоединение науки с учебным процессом на реальные рельсы. Произойдет и соответствующее изменение содержания обучения – объединение его теоретической и практической составляющих. Сначала в нескольких ведущих университетах, а по мере накопления опыта – и в других вузах страны. Это придаст новый импульс интеграции Казахстана в мировое научно-образовательное пространство.
В частности, доли вузов, прошедших независимую национальную институциональную и специализированную аккредитацию по международным стандартам, будут доведены до 65 и 30 процентов соответственно. То есть качество высшего образования существенно возрастет. Это также окажет влияние на содержание обучения в высшей школе. Соответственно изменится и классификация вузов. Предусмотрено шесть градаций: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты.
Требования к вузам повысятся. Вы знаете, что Казахстан пошел на существенную диверсификацию высшего образования, на равных открыв дорогу негосударственному сектору. Это положительно оценено мировым сообществом.
- Но выявились и негативные последствия – безудержный рост числа вузов, часто за счет снижения качества обучения и ограничений только «модными» специальностями – юристов, экономистов... Число вузов резко увеличилось с 60 – в 1992 году до 185 – в 2005 году. При этом «карликовые» вузы показали свою практически полную неэффективность. К нынешнему времени удалось сократить их количество до 148. И это не предел. Как показали проверки, часть этих заведений, носящих гордое имя университета, фактически не соответствуют уровню, принятому в мировой практике.
Поэтому на основе новой классификации будем повышать требования к вузам – не только частным, но и государственным. Уже с 2012 года их аккредитацию будут проводить некоммерческие неправительственные аккредитационные агентства. В результате система высшей школы оздоровится, и Казахстан станет еще ближе к мировому качеству образования.
Еще одно важное нововведение – предоставление вузам академической свободы. Ее основной смысл – в образовательных программах увеличится компонент по выбору: в бакалавриате – до 70%, в магистратуре – до 80%, в докторантуре – до 90–95%. Впервые в нашей стране поставлен и вопрос автономии вузов. В соответствии с принципами Болонского процесса им будет предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, финансовой, международной и иной деятельности. По данному пути уже идет «Назарбаев Университет», отработанные в нем механизмы поэтапно распространятся и на другие высшие учебные заведения. Государственные вузы станут автономными некоммерческими организациями – такой подход широко используется в мире. 
В результате такого обновления всех уровней обучения мы получим систему подготовки кадров, соответствующую мировым стандартам не только по структуре, но и по содержанию обучения, квалификации выпускаемых специалистов.
Будет достигнута цель, сформулированная Президентом страны: «Создать такие условия, чтобы любой казахстанец имел доступ к широкой системе знаний и профессиональной квалификации. Чтобы в любом возрасте он мог пройти переподготовку или приобрести новую специальность». Это концепция обучения в течение всей жизни, реализация которой является одной из главных общемировых тенденций, и Казахстан существенно продвинется в данном направлении по результатам реализации Государственной программы развития образования на 2011–2020 годы.
– Бакытжан Турсынович, недавно в Сенате вы озвучили идею о привлечении в Казахстан 125 наших ученых, ранее выехавших за рубеж. Идея интересная, но как она будет реализовываться на практике?
– Суть ее состоит в привлечении в нашу науку мирового опыта организации исследований. А кто может это сделать лучше, чем казахстанцы, добившиеся успеха за рубежом, эффективно вписавшиеся в мировую научную систему?
Поэтому мы предлагаем часть из них пригласить на работу в Казахстан, чтобы под их руководством казахстанские ученые учились проводить исследования по международным стандартам. Думаю, таким образом можно создать эффективные точки роста казахстанской науки.
И речь не идет о попытке одномоментно вернуть всех успешных казахстанских ученых, выехавших за рубеж. На практике решение данной задачи может выглядеть так. Мы будем внимательно анализировать направления их исследований, отбирать наиболее соответствующие приоритетам страны. Одновременно проработаем механизмы обеспечения необходимых условий для работы и жизни – создание лабораторий мирового класса, информационно-коммуникационных систем, финансового обеспечения, к примеру, в виде грантов солидного по мировым меркам объема, жилья, достойной оплаты труда.
- На первых порах число таких грантов не может быть большим – порядка пяти или десяти. Но если они сработают, и к нам, хотя бы на несколько лет, вернутся десять специалистов высокого класса, они смогут в ближайшие годы подготовить как минимум по пять-десять казахстанских исследователей новой формации. Это станет весьма значимым шагом к новому качеству казахстанской науки.
Конечно, нельзя говорить, что в казахстанской науке нет ярких и международно признанных ученых – они есть. К примеру, в математике мог бы назвать таких известных специалистов, как лауреаты Государственной премии в области науки и техники Мухтарбай Отелбаев и Наргозы Данаев, Уалбай Умирбаев, получивший в 2007 году премию Американского математического общества – одну из самых престижных в мире, и других. У нас действует целый ряд научных школ, имеющих высокий международный авторитет в различных отраслях знания. Это наш бесценный капитал.
- Но нужно и активное освоение зарубежного опыта. В науке это может проходить, как сказано выше. А в научно-инновационной деятельности, которая столь актуальна для Казахстана, хотелось бы отметить еще один новый подход. Недавно мы совместно с Всемирным банком запустили уникальный проект «Коммерциализация технологий» общей стоимостью 75 миллионов долларов.
- Да, наша газета об этом сообщала. Как идет работа по его «раскрутке»?
– Главная цель проекта – показать, как с использованием опыта зарубежных специалистов можно организовать казахстанскую науку, чтобы она изначально была ориентирована на востребованный результат. 
Конкурс заявок наших ученых для участия в данном проекте планируем объявить уже в самое ближайшее время, и решающую роль в отборе проектов сыграет Международный совет по науке и коммерциализации (МКСН). По результатам исследований будут разрабатываться стратегии их коммерциализации, продвижения на международный и казахстанский рынки. В итоге Казахстан приобретет опыт международного класса по управлению научной составляющей инновационного процесса и обученные этому опыту кадры.
- Уверен, что все вместе – и выполнение Государственной программы развития образования, и реформы в научной сфере в свете принятия нового Закона «О науке», и развитие инноваций – дадут весомый вклад в реализацию Стратегии «Казахстан-2030».
- Впечатляющие достижения нашей республики, уверенное продвижение к высокой конкурентоспособности Казахстана мы, весь кадровый потенциал научно-образовательной системы страны, связываем с Лидером Нации Нурсултаном Назарбаевым. И полностью поддерживаем инициативу о проведении референдума по продлению его полномочий Президента Республики Казахстан до декабря 2020 года. Это станет главным залогом достижения поставленных масштабных целей на благо каждого казахстанца. 

Сания КУЧАЕВА, газета «Казахстанская правда», 11.01.2011

 


Актуально и своевременно о «Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы» в ВКО

23 декабря 2010 года директор Департамента по защите прав детей ВКО Исаев А.А. принял участие в прямом эфире в передаче «Акцент» на областном телевидении «Қазақстан - Өскемен». Тема: «Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы».
Исаев А.А. отметил, что это программа даст импульс формированию качественно новой образовательной системы и созданию динамичного интеллектуального общества. Стратегия развития Казахстана, определенная Главой государства, направлена на повышение конкурентоспособности страны в мировом сообществе. И одним из факторов успешной реализации этой задачи является реформирование системы образования с тем, чтобы будущие специалисты были подготовлены с учетом реалий сегодняшнего дня и конкурентноспособны на международном рынке.
Телезрителей волновали вопросы перехода на 12 – летнее обучение, что это даст в дальнейшем, будет ли поставлена задача расширения сети дошкольных учреждений и как обстоят дела в нашей области по дошкольному образованию, когда планируется ликвидировать очередь в детские сады, обеспечит ли реальную отдачу в этом направлении Госпрограмма «Балапан», повысится ли заработная плата преподавателям и многое другое. Всего было задано 13 вопросов, на которые были даны исчерпывающие ответы.
Аркадий Анатольевич рассказал также об основных направлениях и индикаторах программы, об информатизации образования всех уровней, внедрения новых технологий обучения, подробно остановился на обновлении учебных программ, подготовки кадров высокой квалификации, создании консультационных пунктов для родителей и перспективах реализации их в нашей области.  

 


Инвестиции в детство

Охрана и защита прав и законных интересов детей – одно из основных направлений государственной политики Казахстана. Подтверждением этому является Послание Главы нашего государства народу, направленное на повышение качества жизни общества и в первую очередь подрастающего поколения. В республике проживает около пяти миллионов детей в возрасте до 18 лет. Это почти треть населения страны. Потому в проект госпрограммы развития образования РК на 2011–2020 годы включены меры государственной защиты детей по самым важным для их полноценного роста и развития направлениям.
Они касаются школьного питания и подвоза к школам, деятельности центров адаптации несовершеннолетних, а также введения должностей специалистов по охране прав детей. Основной задачей является обеспечение доступности и качества питания школьников за счет внедрения современного технологического оборудования для приготовления пищи. 
С 2011 года в управлениях образования областей, городов Астаны и Алматы будут созданы межведомственные экспертные группы по внедрению системы мониторинга организации качественного и безопасного школьного питания. 
В 2012 году показатель охвата бесплатным питанием школьников из числа малообеспеченных семей будет включен в оценку рейтингов акимов всех уровней, а в 2020 году в эту же оценку планируется внести показатель охвата бесплатным питанием учащихся начальных и предшкольных классов.
В результате к 2015 году бесплатным качественным, сбалансированным горячим питанием в соответствии с физиологическими потребностями детей и санитарно-гигиеническими требованиями планируется обеспечить 100% учащихся из малообеспеченных семей, к 2020 году – 100% учеников начальных и предшкольных классов. С 2015 года намечено введение в штат общеобразовательных школ поваров и кухонных рабочих.
Госпрограммой запланировано проведение капитального ремонта и технологическое переоснащение учебных заведений. К 2020 году в 100% сельских школ будут функционировать столовые полного цикла. На основе государ­ственно-частного партнерства в 2020-м в областныхцентрах, городах Астане и Алматы будут построены 16 энергосберегающих комбинатов школьного питания.
Теперь – о решении проблемы доставки учеников. Казахстанские школьники будут обеспечены гарантированным бесплатным проездом к месту обучения и из школы домой. В 2011-м планируется внедрить соответствующий стандарт государственной услуги. В рамках госпрограммы предусматривается обеспечить бесплатным и безопасным подвозом: к 2015 году – 80%, к 2020 году – 100% сельских школьников. 
Важным шагом к улучшению условий развития наших юных граждан представляется реорганизация центров адаптации несовершеннолетних. В соответствии с Указом Главы государства от 17 августа 2010 года «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы» центры временной изоляции, адаптации и реабилитации (ЦВИАРНы) передаются из системы Министерства внутренних дел в систему образования. После передачи они реорганизуются в центры адаптации несовершеннолетних (ЦАНы). Это решение Президента является необходимым шагом на пути к гуманизации нашего общества. Аналогичные центры уже давно созданы в России, странах Прибалтики, Западной и Восточной Европы. 
Главная задача центров адаптации несовершеннолетних – оперативная помощь подросткам в выходе из кризисной ситуации, воссоединение ребенка с семьей и дальнейшее сопровождение семьи. В системе ЦАНов будут созданы службы поддержки семьи, общественные приемные, службы социально-правовой помощи. ЦВИАРНы же, как известно, были режимными объектами с круглосуточной изоляцией несовершеннолетних.
Госпрограммой запланировано увеличить численность специалистов по охране прав детей на более чем 800 человек, которые будут работать в органах опеки. В их обязанности входит выявление детей, нуждающихся в защите, охрана имущественных прав. Они готовят документы на детей, передаваемых в семьи, в том числе проекты решений акиматов для передачи ребенка под опеку или патронат, оказывают помощь опекунам и приемным родителям в воспитании, организации отдыха, лечении, трудоустройстве и социальной защите подопечных. В случае необходимости разрабатывают проекты распорядительных документов об освобождении, отстранении опекунов от выполнения возложенных на них обязанностей, отмене усыновления, участвуют в судебных заседаниях по защите имущественных прав детей.
Не менее важен в деятельности этих специалистов блок мероприятий, связанных с восстановлением прав родителей, вставших на путь исправления, осознавших свои родительские ошибки. При этом очень важно своевременно начать эту работу. Так как, например, исследования московских психологов показывают, что уже на втором году лишения родительских прав 70 родителей из 100 считали, что в детском доме ребенку лучше, чем в семье. Тогда как 90% родителей в первом году с момента лишения ответили, что хотят и, во всяком случае, попытаются забрать своего ребенка из детдома. 
Дети, годами находящиеся в интернатном учреждении, тоже устают ждать своих родителей. Чем меньше времени воспитанник находится в ожидании родных или подходящей для него семьи, тем больше шансов сохранить в нем веру, что он будет жить, как его более благополучные сверстники.
Сегодня работу, связанную с охраной прав 4,7 млн. детей, выполняют 392 человека, при этом один обслуживает интересы 12 тыс. детей. Тогда как по международным нормам один такой специалист должен быть на 2–3 тыс. ребят.
Расширение корпуса защитников прав детей в органах опеки и попечительства даст дополнительные возможности для обеспечения качества жизни маленьких граждан, а ребенку с трудной судьбой – шанс на своевременную помощь.
Таким образом, благодаря мероприятиям госпрограммы станет возможным формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего равенство возможностей всех детей, будь то ребенок из семьи или сирота, ученик из отдаленного села или городской школьник, в получении качественного образования и социальных благ.

Бахыт АЛИБАЕВА, заместитель председателя Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК

 

© 2017 Комитет по охране прав детей

Индекс 010000, город Астана, ул. Орынбор, 8
Дом Министерств, 11 подъезд
Тел.: 8 7172 74 23 42