Школьное питание

Создан: 17.04.2014, 11:45   |   Обновлен: 11.06.2015, 17:08
Школьное питание

Школьное питание

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «Об образовании» и постановлением Правительства РК от 25 января 2008 года № 64 местный исполнительный орган организует бесплатное питание отдельных категорий обучающихся. В текущем учебном году горячее питание организовано для 2 225 688 (86,1%) детей (2013г.- 80,4%).
Бесплатным горячим питанием обеспечены 99,7% из социально незащищенных категорий обучающихся (2013г. - 99%).
По решению местных исполнительных органов бесплатным горячим питанием охвачены учащиеся начальных классов пяти регионов: г. Астана (100%), Атырауская область (100%),  г. Алматы (95,3%), Актюбинская область (98,8%), Западно-Казахстанская область (99,2%). В РК данный показатель составляет 49,5% (2013 г. - 47,5%).
         Всего питанием за счет средств местных бюджетов охвачены 738 723 (33% от общего количества учащихся) школьника, в их числе дети из социально незащищенных семей и учащиеся начальных классов. 




  Данные об организации бесплатного горячего питания учащихся в организациях среднего образования 
     
  Регион Количество обучающихся                                   из социально-незащищенных категорий, охваченных                     бесплатным горячим питанием                                                         (ПП РК № 64 от 25.01.2008 г.) 
1 Акмолинская 12339
2 Актюбинская 20528
3 Алматинская  25077
4 Атырауская 9085
5 В-Казахстанская 24188
6 Жамбылская 22542
7 З-Казахстанская 17351
8 Карагандинская 18190
9 Кызылординская 21067
10 Костанайская 10503
11 Мангистауская 11042
12 Павлодарская 14954
13 С-Казахстанская 8602
14 Ю-Казахстанская 29144
15 г. Астана 2213
16 г. Алматы 9395
  итого 256220
     
  СПРАВОЧНО: По решению местных исполнительных органов в текущем учебном году бесплатным горячим питанием охвачены учащиеся начальных классов пяти регионов: г. Астана (100%), Атырауская область (100%),                    г. Алматы (95,3%), Актюбинская область (98,8%), Западно-Казахстанская область (99,2%). 

 


 

Кардинально изменены условия организации школьного питания.

С 1 июня т.г. вступило в силу постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил выбора поставщиков  услуг по организации питания обучающихся в организациях среднего образования» от 3 марта 2014 года № 172 (далее - Правила).

Выбор поставщика услуги по предоставлению питания обучающимся выведен из системы государственных закупок, что снимает проблему демпинга цен в ущерб качеству школьного питания.

Одновременно усилены квалификационные требования к потенциальным поставщикам.

Эти меры позволят усилить контроль за предоставлением школьникам безопасного и сбалансированного питания.

Внедрение Правил закрепит персональную ответственность руководителей школ за организацию питания школьников. Открытость и гласность конкурса позволит обеспечить равный доступ потенциальных поставщиков к участию в конкурсе и выбрать добросовестного поставщика услуги.


Истина в еде

17.04.2014
В октябре прошлого года в одной из школ Павлодара учеников едва не накормили геркулесовой кашей с червями. Тогда живность вовремя обнаружила медработник. Чиновники от образования надеются, что после внедрения новых правил проведения конкурса для поставщиков, которые обеспечивают продуктами и организуют горячее питание в казахстанских школах, таких случаев больше не будет. Правила вступят в силу с 1 июня. Кто, как и на какую сумму в следующем учебном году будет кормить наших детей? 
 - В последнее время участились факты, когда поставщики предоставляли детям некачественное питание, - констатирует руководитель управления по защите прав детей комитета по охране прав детей МОН РК Ляззат ДАУЛБАЕВА (на снимке).

- Вы наверняка знаете о последнем случае отравления в школе Астаны, которое произошло буквально на прошлой неделе. Понятно, что прежний подход был направлен на то, чтобы сократить расходы государства, но не учитывал всех особенностей системы школьного питания. На это обратили внимание депутаты парламента, именно они заговорили о том, что в закон нужно внести изменения. В результате наше управление разработало новые правила для выбора поставщиков, которые и были утверждены. 
                                                                       
- К чему приводил прежний подход? 
- Например, в конкурсе, объявленном школой из Астаны, мог победить поставщик из Шымкента лишь из-за того, что предлагал минимальную цену за свои услуги. Все, казалось бы, в рамках закона, но тут же возникал вопрос, каким образом он будет поставлять товар из одной части Казахстана в другую. Подобные ситуации приводили к судебным тяжбам. К тому же поставщик мог выступить субподрядчиком и передать свои полномочия другой компании, которая уже и работала со школой. Все это приводило к тому, что в этой сфере мог выиграть кто угодно, даже компании-однодневки, решившие подзаработать. Чтобы избежать этого, мы помимо изменений самих правил проведения конкурса определили и критерии, которым должен соответствовать поставщик. Их несколько: наличие опыта работы, специалистов с соответствующим уровнем образования и квалификации, сертификата системы менеджмента качества, ассортиментного перечня выпускаемой продукции, а также специального транспорта, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение.
- Как вы считаете, можно ли накормить школьника на сто тенге, как это происходило в некоторых регионах? 
- Конечно, нет. Это очень мало, да и на триста - что для Казахстана пока максимум - тоже весьма проблематично. Конечно, после введения новых правил эта сумма повысится. Пока нельзя сказать на сколько, но уж точно на сто тенге больше кормить не будут. 
- Раньше некоторые директора говорили, что не могут контролировать то, что происходит в их школьной столовой, дескать, там все решает частник, и администрация учебного заведения ему не указ…
- На самом деле руководители школ несколько лукавят. Я допускаю, что подобные случаи могли быть, но в целом директор может и должен контролировать то, как и чем кормят детей. Ведь согласно нашему законодательству руководитель организации образования несет полную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в период получения образования. Школа разрабатывает и согласовывает меню с органами сан-эпиднадзора. При этом может учитываться и мнение родителей, но в любом случае меню должно отвечать требованиям СанПиН. В начале каждого учебного года директор издает приказ о создании школьной бракеражной комиссии, в состав которой входят руководители учебного заведения, социальный педагог, медицинская сестра и представитель родительского комитета. Комиссия осуществляет ежедневный конт¬роль за организацией питания. Эта система сохранится и сейчас, но при этом у директора появится еще больше возможностей влиять на то, как и чем кормят детей. 
- В последнее время все чаще звучат предложения об унификации школьной еды, создании комбинатов питания, меню которых должно быть хорошо продумано, сбалансировано и при этом одинаково для всех. Эта идея может быть реализована? 
- Конечно, причем в ближайшее время. Предполагается, что на основе государственно-частного партнерства к 2020 году во всех областных центрах, Астане и Алматы будет построено 16 энерго¬сберегающих комбинатов школьного питания. Сейчас вопрос о их строительстве прорабатывается в восьми регионах. Первым проект будет запущен в Астане. Планируется, что возведение комбината питания, который будет выпускать до 50 тысяч порций в день, начнется в 2015 году. Это будет предприятие, на котором будут использовать самые передовые технологии. Уже определен участок, на котором он появится, разрабатывается необходимая документация. Стоимость проекта шесть миллиардов тенге. К тому же сейчас прорабатывается стандарт школьного питания и нормы питания обучающихся в общеобразовательных школах, они должны быть приняты до конца этого года.
Как было
Управление образования либо сама школа на специальном интернет-портале Минфина объявляли о конкурсе на проведение госзакупок. Производились они на объем средств, выделенных из местного бюджета. А так как в большинстве регионов бесплатно кормят только детей из социально незащищенных семей, то и закупки производились лишь на эту сумму. Основным критерием выбора победителя была цена, предложенная предпринимателем. Соответственно, выигрывал тот, кто ставил самую низкую цену, а это сказывалось на качестве питания. К тому же претенденты зачастую откровенно демпинговали. При этом поставщик кормил всех учащихся школы, а не только детей из малообеспеченных семей, чтобы повысить свои доходы, увеличивал стоимость завтраков и обедов для ребят, за которых платят родители.
Как будет
После 1 июня поставщик будет обеспечивать питание школьников не только из малообеспеченных семей - деньги на них выделяются из бюджета, но и тех, кто обедает за счет родительской оплаты. Это позволит избежать необоснованного повышения стоимости обедов. Исчезнет и привязка к цене - теперь ее устанавливает организатор конкурса. Еще одно важное новшество касается изменения состава конкурсной комиссии, которая и выбирает поставщика. Если раньше она полностью состояла из представителей образования, то теперь ее состав расширен, в нее могут входить представители органов по управлению госимуществом, санитарные врачи, НПО и родители. Причем количество участников неограниченно, главное, чтобы оно было нечетным. При этом организатором конкурса и председателем комиссии является директор школы. Он утверждает ее состав, вместе со всеми рассматривает конкурсные заявки потенциальных поставщиков и принимает решение об определении победителя. По итогам конкурса директор школы заключает договор с ним. Процедура должна быть предельно прозрачной: организаторы конкурса на каж¬дом этапе будут сообщать о его результатах, информация будет выкладываться на специальных интернет-ресурсах, местных управлений образования, например. Планируется, что за честностью проведения конкурса будут следить родители и члены НПО, они смогут сообщать о фактах злоупотреблений в вышестоящие органы.
Только цифры
- Сегодня горячее питание организовано в 6098 школах рес¬публики, это почти 85 процентов. Питаются в столовых более двух миллионов детей - 81,1 процента. Не входят в их количество в основном сельские школьники, им проще и дешевле пообедать дома.
- Стоимость одного школьного обеда в регионах Казахстана варьируется от 100 до 300 тенге. К примеру, в Алматы эта сумма составляет 300 тенге, в Астане - 280, в Карагандинской области - 250 тенге. Самые “дешевые” Павлодарская и Акмолинская области - 200 тенге за обед и Костанайская - всего 105 тенге. 
- Бесплатное горячее питание для всех учащихся начальных классов финансируется из местного бюджета в пяти регионах - Астане, Алматы, Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях. Это 47,9 процента от всего количества учеников начальных классов по Казахстану. В целом же по стране бесплатно кормят только детей из социально незащищенных семей, их чуть более 250 тысяч человек.
 
газета "Время" Оксана АКУЛОВА, Алматы,
17 апреля 2014, 00:18

 
Для сведения: